Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения субъективного благополучия педагогов-репетиторов
2.1 Характеристика методического аппарата и выборки
Исследование было проведено с ноября 2021 по январь 2022 года. В выборку вошли 26 человек (12 женщин и 14 мужчин). Возраст испытуемых от 20 до 74 лет включительно. Распределение респондентов по полу представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Распределение респондентов по полу
Распределение респондентов по возрасту представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Распределение респондентов по возрасту
Возраст, лет Мужчины Женщины Всего
абс % абс % абс %
20-30 4 15,4 9 34,6 13 50,0
31-40 6 23,0 0 0 6 23,0
41-50 2 7,7 2 7,7 4 15,4
51 и старше 2 7,7 1 3,8 3 11,5
Всего 14 53,8 12 46,2 26 100,0
Из таблицы 1 видно, что большинство респондентов (50,0%) в возрасте 20-30 лет.
Стаж работы респондентов составил 0-50 лет. Распределение респондентов по продолжительности стажа представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Стаж респондентов
Стаж, лет Мужчины Женщины Всего
абс % абс % абс %
0-5 3 11,5 9 34,6 12 46,2
6-15 4 15,4 1 3,8 5 19,2
16-25 5 19,2 1 3,8 6 23,0
26 и больше 2 7,7 1 3,8 3 11,5
Всего 14 53,8 12 46,2 26 100,0
Из таблицы 2 видно, что большая часть репетиторов имеют небольшой стаж работы – от 0 до 5 лет. Чем больше стаж работы, тем меньшее число педагогов занимаются репетиторством.
Работают в формате дистанционного обучения 10 педагогов (6 мужчин, 4 женщины), в формате личных встреч – 16 (8 мужчин и 8 женщин) (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Формат обучения
Из диаграммы 2 видно, что большинство педагогов-репетиторов работают в формате личных встреч.
Для проверки гипотез были использованы следующие методики:
1. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (SWLS – Diener et al., 1985; Осин, Леонтьев, 2008)
2. Шкала субъективного благополучия (Г. Перуэ-Баду) (G. Perrudet-Badoux) (адаптация М.В. Соколовой)
3. Методика изучения факторов привлекательности профессии – специальное исследование, разработанное В.А. Ядовым и модифицированное в дальнейшем Н.В. Кузьминой и А.А. Реаном
2.2 Описание результатов
Общий показатель индекса Э. Динера составил 921.
Исследование удовлетворенности жизнью с применением шкалы Э. Динера показало, что «в высшей степени довольны» своей жизнью 2 человека (7,7%). 6 человек (23,0%) показали уровень «очень доволен». Наибольшее число респондентов – 12 человек (46,2%) «более-менее довольны» своей жизнью. «Слегка недовольны» своей жизнью 4 респондента (18,2%). «Недовольными» своей жизнью оказались 2 человека (7,7%). Уровень «очень недоволен» в нашей выборке не выявлен (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Удовлетворенность жизнью мужчин и женщин
Диаграмма 4 отражает удовлетворенность жизнью педагогов в зависимости от стажа работы.
Диаграмма 4. Удовлетворенность жизнью в зависимости от стажа
Анализ диаграммы показывает, что среди педагогов-репетиторов со стажем работы менее 5 лет 7,7% «в высшей степени довольны жизнью», 19,2% «очень довольны», 11,5% «более или менее довольны», «слегка недовольны» 7,7%, «недовольных» своей жизнью в этой категории не оказалось.
Среди педагогов со стажем от 6 до 15 лет «очень довольны» своей жизнью и «слегка недовольны» - по 3,8%, «более или менее довольны» 11,5%, «недовольны» 3,8%. В данной категории респондентов «в высшей степени довольных» не выявлено.
Среди педагогов со стажем работы более 15 лет наибольшее количество респондентов (19,2%) «слегка недовольны своей жизнью», «более или менее довольны 7,7%, «очень довольны» и «недовольны – по 3,8% соответственно.
Диаграмма 5 отражает уровень удовлетворенности жизнью педагогов, работающих в формате личных встреч и дистанционно.
Диаграмма 5. Удовлетворенность жизнью в зависимости от формата обучения
Анализ диаграммы 5 показывает, что среди преподавателей, работающих в формате личных встреч, «в высшей степени довольны своей жизнью» - 7,7%, «очень довольны» - 15,4%, «более или менее довольны» - 30,8%, «слегка недовольны» - 3,8%. Среди учителей, ведущих занятия дистанционно, 7,7% «очень довольны своей жизнью», 15,4% «более или менее довольны», «слегка недовольны» 11,4%, «недовольны» 7,7%.
Общие результаты по шкале «Субъективного благополучия»
Изменения настроения (Изменения настроения) 156
Степень удовлетворенности повседневной деятельностью 321
Значимость социального окружения (Значимость социального окружения) 173
Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику 317
Самооценка здоровья (Самооценка здоровья) 208
Напряженность и чувствительность (Напряженность и чувствительность ) 216
Результаты проведенного теста «Шкала «Субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду в зависимости от пола представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Сравнительный анализ субъективного благополучия в зависимости от пола
Показатели субъективного благополучия Средние показатели t-критерий
М (n=14) Ж (n=12)
Изменения настроения 6,03 5,09 0,001
Напряженность и чувствительность 3,65 3,71 0,816
Значимость социального окружения 6,09 5,86 0,214
Степень удовлетворенности повседневной деятельностью 3,98 4,05 0,163
Самооценка здоровья 6,15 4,98 0,001
Психоэмоциональная симптоматика 3,16 3,21 0,482
Анализ таблицы 3 показывает, что установлены достоверные различия в оценке субъективного благополучия у мужчин и женщин по показателям «Изменения настроения» и «Самооценка здоровья».
Проводилась также оценка субъективного благополучия учителей, работающих дистанционно и в формате личных встреч с обучающимися. Результаты отражены в таблице 4.
Таблица 4 – Сравнительный анализ субъективного благополучия в зависимости от формата обучения